4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно. Занавеска из кольчуги


4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно

Николай Чеботарев 09.07.2014

Обзоры про доспехи

12 век, 13 век, 14 век, 16 век, 3 век, бацинет, кольчуга, раскопки, Русь, Темные века, шлем

Мы в редакции «Людоты» насчитали восемь способов использовать кольчугу, а вернее — кольчужное полотно.  Сегодня мы расскажем о первых четырех. Далее — о пятом — восьмом способах.

Возможно вы сможете нас дополнить? Пишите в комментарии, а мы начинаем.

 

1. Кольчужная рубаха «кольчуга» — для защиты тела

Прежде всего напомним, что кольчуга — это рубаха из переплетенных металлических колец. Поэтому писать «кАльчуга» — неверно, ведь это слово образовано от «кОльца», а не «кАльца», верно? ))

кольчужная рубаха и фрагмент полотна

Про кольчугу мы уже рассказывали в статье «Кольчужные рубахи русских дружин». Там про нее достаточно подробно описано, здесь мы лишь упомянем ее как самый основной вариант средневекового доспеха.

 

2. Кольчужный капюшон «койф» — для защиты головы, шеи, плеч

Голову от меча или топора защитит только шлем. Он жесткий и, как правило, имеет обтекаемую форму.Что же касается кольчужного капюшона, то его скрипка — вторая.

кольчужный капюшон койф

Исторически, самые первые кольчужные капюшоны появились на головах всадников легкой византийской конницы. Они носили их — если верить росписи III века, обнаруженной в Сирии, еще за тысячу лет до самого расцвета рыцарства.

Ну а к Первому Крестовому походу, который состоялся в 1096 году, кольчужные капюшоны распространились в Западной Европе. Иногда их приплетали к кольчуге, иногда носили отдельно.

Ко второй половине XII столетия первый вариант становится самым популярным, а что касается второго, то капюшон могли надевать не только под шлем, но и поверх него.

Здесь следует пояснить, что за шлем такой имеется в виду. Речь про маленькую круглую каску, которая повторяла форму головы, а вовсе не про те шлемы, что украшают предыдущее фото.

Но даже в маленьком круглом шлеме голова рыцаря становилась, прямо скажем, огромной, однако средневековые изображения такого рода — не редкость.

череп в кольчужном капюшоне

Множество кольчужных капюшонов было найдено в братских могилах, оставшихся после битвы при Висби (XIV век). Еще одна интересная находка — так называемый «Эдинбургский капюшон». Нам, кстати, известен его вес — 1,417 кг.

 

2.1. Кольчужные капюшоны на Руси

На Руси кольчужные капюшоны широко не применялись. И хотя страницы Киевской Псалтири сохранили изображение воина в кольчужном капюшоне, ни одного койфа найти так и не удалось.

Впрочем, существуют несколько русских шлемов, которые не имеют не то что крепления кольчужной подвески — бармицы, но даже ее следов. Есть 50-процентная вероятность что их надевали как раз на кольчужные капюшоны.

Историческая реконструкция позволяет восстановить внешний вид этих шлемов и представить, как именно выглядел воин в шлеме, надетом на кольчужный капюшон. Классический пример — «самый демократичный», то есть без позолоты и серебрения шлем, найденный в киевской Десятинной церкви — далеко не в идеальном состоянии.

кольчужный капюшон на Руси

Кроме того, археологами обнаружено немало спекшихся от времени, окаменевших, кусков кольчужного полотна. Возможно некоторые из них когда-то были как раз кольчужными капюшонами. Либо — другой вариант — кольчужную бармицу просто пришивали к подшлемнику и надевали вместе с ним.

 

2.2. Мисюрка

На Востоке имелась разновидность кольчужного капюшона — мисюрка. Оттуда она пришла и на Русь во времена Иоанна Грозного. Мисюрка представляла собой тот же самый кольчужный капюшон, однако самую макушку головы берегла выпуклая цельная пластина:

мисюрка

 

3. Кольчужная подвеска  шлема «бармица» — вариант койфа

Еще одна разновидность той же песни, что и койф — кольчужная бармица. То есть та самая сетка из переплетенных между собой колец, которая крепилась к шлему или подшлемнику.

В разное время у разных народов она могла выглядеть совсем иначе. Например, степняки, случалось, набирали ее из металлических пластин — делали ламеллярной и, говорят даже, чешуйчатой, но нас сейчас интересует ее кольчужная ипостась. Ее предпочитали в Европе и на Руси.

Известно нескольких типов кольчужной бармицы. Например, назатыльная — это такая шторка, которая нужна только для прикрытия затылка. Была популярна в эпоху Великого переселения народов, встречается на ряде шлемов с металлическими нащечниками. Вот пример:

кольчужная бармица в Темные Века

Несмотря на различный купол оба шлема имеют наносник, нащечники и шторку из кольчужной бармицы, которая прикрывает затылок

На тех шлемах, где бармица не обнаружена, однако есть металлические нащечники, она скорее всего была. Но раньше.

Иногда бармицу делали распашной, как на этом фото:

распашная кольчужная бармица

Распашная бармица на шлеме русского дружинника (реконструкция на XIII в.)

При этом, часто — с открытым лицом и оплечьем — аналогично тому, как закрывал голову кольчужный капюшон. Впрочем, вариант «глухой», то есть закрывающей все лицо, бармицы  тоже имелся. Вот пример из Philadelphia Museum of Art (США):

глухая кольчужная бармица

В начале XIV века арсенал западноевропейских воинов пополнился шлемом нового типа — бацинетом. У бацинетов было два самых распространенных способа крепления бармицы — внешний и внутренний.

Внешняя подвеска делалась так. На шлеме, вдоль нижнего края, устанавливался ряд втулок. Интересно, что по форме втулок можно определить, где был изготовлен шлем — в Германии или в Италии.

крепление бармицы к бацинетам

Бацинеты из Берлинского музея, XIV век

Затем на втулки надевалась кожаная полоса с отверстиями. В итоге полоса плотно лежала на шлеме, а втулки выглядывали из нее через отверстия. Надо сказать, что кожаная полоса была не простой — к ней, по нижнему краю, была пришита кольчужная бармица.

Затем сквозь втулки пропускался шнур либо проволока и  кожаная полоса прочно фиксировалась, оставаясь прижатой к шлему.

Что касается внутренней подвески бармицы, то все начиналось с приклепывания кожаной полосы к шлему изнутри. Затем к полосе просто пришивалась кольчужная бармица по принципу «стежок — колечко, стежок — колечко».

Разумеется, это не все способы прикрепить бармицу к шлему — на самом деле их гораздо больше. Мы обязательно расскажем о всех — со временем. Вы можете подписаться на наши новые статьи, чтобы не пропустить ничего интересного.

 

4. Кольчужное ожерелье «епископская мантия» — для защиты плеч

А вот это — один из самых живописных видов доспеха. На фото понятно, за что его прозвали «епископская мантия». Он в точности повторяет ее форму. Да, верно, рукавов на этом виде доспеха нету. Эдакое пончо.

 епископская мантия 16 век

Слева — епископская мантия 16 век

Зато есть много чего не менее интересного.

Во первых — широко применялись украшения из медных колец. Обязательный атрибут кольчужной мантии — воротник стоечкой, и усиленная защита горла. Для плотности она проплеталась из колец меньшего диаметра, нежели основное полотно доспеха.

усиление горла на кольчужных мантиях

Интересно, что весила епископская мантия немало. Но не потому что десять тонн, а потому что под половину веса кольчужной рубахи. Притом, что защищала она — из-за своего покроя — в несколько раз хуже.

В Немецком историческом музее (Берлин) выставлена мантия длиной 69 см и весом 5 килограмм 100 грамм. В музее искусств Сент-Луиса (США) хранится «епископская мантия» весом 9 килограмм, а в коллекции Уоллеса (Англия) можно полюбоваться на мантию 16-го века весом  4 килограмма 426 граммов.

Здесь мы делаем перекур. Продолжение читайте сразу после рекламной паузы 🙂

Литература

  • Анатолий Кирпичников «Древнерусское оружие», том 3
  • Эварт Окшотт «Археология оружия»
  • Коллектив авторов «Всадники войны»

фото

  • Jim Wilson
  • Михаил Пузанков
  • Ольга Борисенкова
  • Вадим Козин
  • THoog
  • Roel Renmans
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Плетение кольчуги: история, способы и покрой

Кольчугу создают посредством переплетения металлических колец в особой последовательности. За счет того, что это изделие распределяет силу удара острым предметом на более широкий участок тела, исторически ее использовали в качестве брони. На сегодняшний день плетение кольчуги – это способ создания карнавального костюма, украшения или художественного оформления тематического мероприятия.

История

С давних времен заветной мечтой воинов всех народов и эпох была надежная защита от вражеского оружия. Именно она гарантировала победу в кровавых боях. Со временем воины получили такие доспехи, одной из них стала кольчуга, которая является прообразом современных бронежилетов.

Плетение кольчуги

Подобные металлические изделия были широко распространены как в Азии, так и на территории Европы, а все благодаря простому способу изготовления. Для работы требовалось лишь железо, специальное устройство, которое помогало вытянуть проволоку, и главное – терпение, ведь однообразная работа занимала слишком много времени.

Кольчугу изобрели в I тысячелетии до н. э. Однако кто был изобретателем – неизвестно. Находки таких изделий на скифских захоронениях датируются V в. до н. э., кельтские образцы относятся к III в. до н. э. Римская империя познакомилась с кольчугами при завоевании Галлии, с тех пор их использовали вплоть до появления огнестрельного оружия.

Материалы

Если говорить о выборе материалов, то исторически правильно выковывать проволоку самостоятельно. Работа весьма кропотливая, помимо этого, в прошлом на каждое колечко ставили заклепку для прочности.

Сегодня для изготовления кольчуги чаще всего используют готовую проволоку различной величины или уже готовые граверные кольца. Если говорить о проволоке, то подойдет не каждая. Предположим, медную можно обработать даже руками, поэтому кольчуга испортится очень быстро. Алюминий – также не лучший вариант, поскольку при трении колец друг о друга появляется черная пыль. Лучшим выбором будет стальная проволока.

Виды плетения кольчуги

Существует большое количество разнообразных плетений. Но на практике ценность представляют не все. Одними из наиболее ценных являются «противорядки» (панцирное плетение). Эта классификация плетений подразумевает расположение колец такими рядами, в которых их наклон чередуется (к примеру, четные – направо, нечетные – налево).

панцирное плетение кольчуги

Самое простое панцирное плетение кольчуги – «4 в 1». В данном случае одно колечко соединяют с четырьмя другими, лежащими вокруг. Этот способ плетения не обеспечивал достаточную защиту, поэтому чаще всего пользовались усложненными вариантами: «6 в 1» или «8 в 1». В данном случае защитная прочность и свойства кольчуги увеличивались. Но при этом увеличивался вес, время изготовления и стоимость изделия. Схема плетения кольчуги «4 в 1» представлена ниже.

схема плетения кольчуги

Плетение кольчуги «драконья чешуя»

Именно на этом способе плетения стоит остановиться подробнее. Поскольку он не имеет исторических аналогов. Процесс изготовления такого изделия достаточно трудоемкий, и на него затрачивается большое количество времени, однако результат выглядит эффектно и эстетично, в отличие от других экземпляров.виды плетения кольчуги

Плетение кольчуги в данном случае требует использования колец двух диаметров (колечко меньшего размера должно проходить сквозь большее). Сначала плетется обычная цепочка, где чередуются кольца разных размеров. После этого крупные кольца накладывают поверх маленьких. Их необходимо закрепить большими кольцами, которые продевают сквозь маленькие. Далее в большие колечки, задействованные на втором этапе, продевают ряд колец меньшего диаметра (в них дальше нужно продевать большие колечки) и т. д.

плетение кольчуги драконья чешуя

Покрой

Существует большой выбор вариантов покроя. Выбор подходящего из них должен определяться предназначением и требованиями, предъявляемыми к кольчуге. Благовидно выглядят цельнособранные варианты. Их суть заключается в том, что все изделие собирается от одной закладной полосы колец. Этот способ изготовления прекрасно подходит для создания коротких изделий без рукавов. В данном случае прекрасную посадку можно обеспечить с помощью подгонки изделия по фигуре во время работы. Однако в данном случае пришить рукава будет проблематично.

Если в планах плетение кольчуги полного формата (с рукавами), тогда лучше всего выбрать вариант сборки изделия из отдельных частей. При этом на спине и груди направление рядов будет перпендикулярно рядам на плечах и рукавах.

Независимо от того, какой способ плетения и покрой будут выбраны, нужно смело прибавлять к обхвату груди не менее 10-15 см. Изделие не будет обвисать, но случаи бывают разные: плотный подкольчужник или изменение параметров тела.

Советы и предупреждения

Для начинающих мастеров плетение кольчуги станет более простым и удобным, если кольца будут свисать с веревки, прутика или проволоки.

Плетение кольчуги

  1. Чтобы изделие держало форму, а узор хорошо просматривался, дополнительно можно изготовить подкладку.
  2. Кольчужное плетение может поранить кожу или запутаться в волосах (если его изготовляют для украшения головы). Заранее стоит подумать о полировке колец и подкладочной ткани.
  3. Некоторые металлы отличаются неприятным запахом, могут подвергаться коррозии или окрашивать кожу.
  4. Края колец могут разрезать одежду или покрасить ее, под них нужно надевать специальное белье из плотной материи.

Плетение кольчуги

На сегодняшний день плетение кольчуги прекрасно подойдет лишь для художественного оформления или маскарада, но при сильном воздействии структура такого изделия нарушится, ведь в давние времена его изготовляли из кованых колец, за счет чего кольчуга была более износостойкой и терпимой к сильным ударам.

fb.ru

4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно | Фото. Подробности. ТТХ / Surfingbird

Мы в редакции «Людоты» насчитали восемь способов использовать кольчугу, а вернее - кольчужное полотно.  Сегодня мы расскажем о первых четырех. Далее - о пятом - восьмом способах.

Возможно вы сможете нас дополнить? Пишите в комментарии, а мы начинаем.

 

1. Кольчужная рубаха "кольчуга" - для защиты тела

Прежде всего напомним, что кольчуга - это рубаха из переплетенных металлических колец. Поэтому писать "кАльчуга" - неверно, ведь это слово образовано от "кОльца", а не "кАльца", верно? ))

кольчужная рубаха и фрагмент полотна

Про кольчугу мы уже рассказывали в статье "Кольчужные рубахи русских дружин". Там про нее достаточно подробно описано, здесь мы лишь упомянем ее как самый основной вариант средневекового доспеха.

 

2. Кольчужный капюшон "койф" - для защиты головы, шеи, плеч

Голову от меча или топора защитит только шлем. Он жесткий и, как правило, имеет обтекаемую форму.Что же касается кольчужного капюшона, то его скрипка - вторая.

кольчужный капюшон койф

Исторически, самые первые кольчужные капюшоны появились на головах всадников легкой византийской конницы. Они носили их — если верить росписи III века, обнаруженной в Сирии, еще за тысячу лет до самого расцвета рыцарства.

Ну а к Первому Крестовому походу, который состоялся в 1096 году, кольчужные капюшоны распространились в Западной Европе. Иногда их приплетали к кольчуге, иногда носили отдельно.

Ко второй половине XII столетия первый вариант становится самым популярным, а что касается второго, то капюшон могли надевать не только под шлем, но и поверх него.

Здесь следует пояснить, что за шлем такой имеется в виду. Речь про маленькую круглую каску, которая повторяла форму головы, а вовсе не про те шлемы, что украшают предыдущее фото.

Но даже в маленьком круглом шлеме голова рыцаря становилась, прямо скажем, огромной, однако средневековые изображения такого рода - не редкость.

череп в кольчужном капюшоне

Множество кольчужных капюшонов было найдено в братских могилах, оставшихся после битвы при Висби (XIV век). Еще одна интересная находка - так называемый "Эдинбургский капюшон". Нам, кстати, известен его вес - 1,417 кг.

 

2.1. Кольчужные капюшоны на Руси

На Руси кольчужные капюшоны широко не применялись. И хотя страницы Киевской Псалтири сохранили изображение воина в кольчужном капюшоне, ни одного койфа найти так и не удалось.

Впрочем, существуют несколько русских шлемов, которые не имеют не то что крепления кольчужной подвески — бармицы, но даже ее следов. Есть 50-процентная вероятность что их надевали как раз на кольчужные капюшоны.

Историческая реконструкция позволяет восстановить внешний вид этих шлемов и представить, как именно выглядел воин в шлеме, надетом на кольчужный капюшон. Классический пример - "самый демократичный", то есть без позолоты и серебрения шлем, найденный в киевской Десятинной церкви - далеко не в идеальном состоянии.

кольчужный капюшон на Руси

Кроме того, археологами обнаружено немало спекшихся от времени, окаменевших, кусков кольчужного полотна. Возможно некоторые из них когда-то были как раз кольчужными капюшонами. Либо - другой вариант - кольчужную бармицу просто пришивали к подшлемнику и надевали вместе с ним.

 

2.2. Мисюрка

На Востоке имелась разновидность кольчужного капюшона - мисюрка. Оттуда она пришла и на Русь во времена Иоанна Грозного. Мисюрка представляла собой тот же самый кольчужный капюшон, однако самую макушку головы берегла выпуклая цельная пластина:

мисюрка

 

3. Кольчужная подвеска  шлема "бармица" - вариант койфа

Еще одна разновидность той же песни, что и койф - кольчужная бармица. То есть та самая сетка из переплетенных между собой колец, которая крепилась к шлему или подшлемнику.

В разное время у разных народов она могла выглядеть совсем иначе. Например, степняки, случалось, набирали ее из металлических пластин - делали ламеллярной и, говорят даже, чешуйчатой, но нас сейчас интересует ее кольчужная ипостась. Ее предпочитали в Европе и на Руси.

Известно нескольких типов кольчужной бармицы. Например, назатыльная - это такая шторка, которая нужна только для прикрытия затылка. Была популярна в эпоху Великого переселения народов, встречается на ряде шлемов с металлическими нащечниками. Вот пример:

кольчужная бармица в Темные Века

Несмотря на различный купол оба шлема имеют наносник, нащечники и шторку из кольчужной бармицы, которая прикрывает затылок

На тех шлемах, где бармица не обнаружена, однако есть металлические нащечники, она скорее всего была. Но раньше.

Иногда бармицу делали распашной, как на этом фото:

распашная кольчужная бармица

Распашная бармица на шлеме русского дружинника (реконструкция на XIII в.)

При этом, часто - с открытым лицом и оплечьем - аналогично тому, как закрывал голову кольчужный капюшон. Впрочем, вариант "глухой", то есть закрывающей все лицо, бармицы  тоже имелся. Вот пример из Philadelphia Museum of Art (США):

глухая кольчужная бармица

В начале XIV века арсенал западноевропейских воинов пополнился шлемом нового типа - бацинетом. У бацинетов было два самых распространенных способа крепления бармицы — внешний и внутренний.

Внешняя подвеска делалась так. На шлеме, вдоль нижнего края, устанавливался ряд втулок. Интересно, что по форме втулок можно определить, где был изготовлен шлем — в Германии или в Италии.

крепление бармицы к бацинетам

Бацинеты из Берлинского музея, XIV век

Затем на втулки надевалась кожаная полоса с отверстиями. В итоге полоса плотно лежала на шлеме, а втулки выглядывали из нее через отверстия. Надо сказать, что кожаная полоса была не простой - к ней, по нижнему краю, была пришита кольчужная бармица.

Затем сквозь втулки пропускался шнур либо проволока и  кожаная полоса прочно фиксировалась, оставаясь прижатой к шлему.

Что касается внутренней подвески бармицы, то все начиналось с приклепывания кожаной полосы к шлему изнутри. Затем к полосе просто пришивалась кольчужная бармица по принципу «стежок — колечко, стежок — колечко».

Разумеется, это не все способы прикрепить бармицу к шлему - на самом деле их гораздо больше. Мы обязательно расскажем о всех - со временем. Вы можете подписаться на наши новые статьи, чтобы не пропустить ничего интересного.

 

4. Кольчужное ожерелье "епископская мантия" - для защиты плеч

А вот это - один из самых живописных видов доспеха. На фото понятно, за что его прозвали "епископская мантия". Он в точности повторяет ее форму. Да, верно, рукавов на этом виде доспеха нету. Эдакое пончо.

 епископская мантия 16 век

Слева - епископская мантия 16 век

Зато есть много чего не менее интересного.

Во первых - широко применялись украшения из медных колец. Обязательный атрибут кольчужной мантии - воротник стоечкой, и усиленная защита горла. Для плотности она проплеталась из колец меньшего диаметра, нежели основное полотно доспеха.

усиление горла на кольчужных мантиях

Интересно, что весила епископская мантия немало. Но не потому что десять тонн, а потому что под половину веса кольчужной рубахи. Притом, что защищала она - из-за своего покроя - в несколько раз хуже.

В Немецком историческом музее (Берлин) выставлена мантия длиной 69 см и весом 5 килограмм 100 грамм. В музее искусств Сент-Луиса (США) хранится "епископская мантия" весом 9 килограмм, а в коллекции Уоллеса (Англия) можно полюбоваться на мантию 16-го века весом  4 килограмма 426 граммов.

Здесь мы делаем перекур. Продолжение читайте сразу после рекламной паузы :)

Литература

  • Анатолий Кирпичников "Древнерусское оружие", том 3
  • Эварт Окшотт "Археология оружия"
  • Коллектив авторов "Всадники войны"

фото

  • Jim Wilson
  • Михаил Пузанков
  • Ольга Борисенкова
  • Вадим Козин
  • THoog
  • Roel Renmans

surfingbird.ru

Словарь. Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение

Алебарда — оружие, сочетающее в себе признаки билля и копья. Первоначально алебарда имела широкое и короткое лезвие и пятифутовое древко.

Ангон — название, данное франками и англосаксами пилуму, метательному копью, изобретенному римлянами и предназначенному для выведения из строя щитов противников.

Аркебуза — пригодное к носке огнестрельное оружие.

Базилард — обоюдоострый кинжал, который часто носили как элемент гражданского платья, хотя иногда его носили и с боевыми доспехами.

Байярд, известный также под именем Пьер де Террайль — французский рыцарь, родился в 1473 году. Талантливый военачальник, известен своей беззаветной храбростью, бесстрашием, героизмом и благородством. Многими считался идеальным рыцарем.

Баклер — маленький круглый щит для сражения в пешем строю.

Бард — ткань или доспехи, служившие для покрытия или защиты коня.

Бармица — кольчужная занавеска, защищавшая подбородок и шею и ниспадавшая в виде накидки на плечи.

Бацинет — шлем сферической или конической формы. Лицевое отверстие этих шлемов часто прикрывалось забралами различных типов.

Белые доспехи — доспехи, на которые не надевали накидку, или сюркот.

Битва при Гастингсе — битва между саксами и норманнами в 1066 году в долине к северу от Гастингса в

Суссексе. Вильгельм Завоеватель преуспел тогда в том, что впоследствии назвали норманнским завоеванием Англии.

Бомбарда — род пушки.

Борджиа Чезаре — член могущественного испанского семейства, обосновавшегося в Италии. Родился, вероятно, в Риме либо в 1473-м, либо в 1476 году; был сыном Родриго Борджиа, римского кардинала, ставшего впоследствии папой Александром VI. Чезаре Борджиа добился политического могущества и пытался использовать вероломство и измену для создания светской империи в Центральной Италии. Макиавелли считал Борджиа представителем нарождавшегося нового типа государя.

Бувигер (подбородник) — часть доспехов, защищавших лицо и голову. Крепился к шлему.

Булава — оружие, явившееся развитием формы старой доброй дубины. В Средние века булава превратилась в оружие, которым сокрушали доспехи. Иногда булавы были очень красивы. Выступавшие из боевой части булавы фланцы не только сминали доспехи, но могли и пробивать их.

Бэннокберн — шотландская деревня близ Стерлинга. При Бэннокберне состоялась решающая битва, в которой Роберт Брюс нанес поражение королю Англии Эдуарду II в 1314 году.

Варежка — прикрытие кисти руки, которым заканчивался рукав хауберка (см. выше). Руки вставляли в варежки одним скользящим движением. Изготовлялись из кольчуги, с отдельным вместилищем для большого пальца.

Варлинден — поэтическое название щита у скандинавов и саксов.

Верхний набедренник — небольшие пластины, подвешенные к нижней кромке накидки.

Вуж — название определенного типа копья; вероятно, то же самое, что глевия.

Гамбезон — простеганная куртка или камзол, которые носили под доспехами. Гамбезон служил средством смягчения ударов, наносимых по доспехам. Другое название — акетон.

Гамбуазы — защита бедер, выполненная в виде штанов.

Геральд Валлийский — известен больше под латинизированным именем Гиральдус Камбрензис, хронист XII века. Сведения Геральда о сражениях на валлийской границе в конце XII века проливают свет на вооружение и доспехи того времени. Описывая столкновение англичан и валлийцев, Геральд утверждает, что валлийские стрелы были настолько смертоносны, что пробивали бедро, защищенное кожей и кольчугой. Эти писания позволяют понять, почему развитие оружия привело к усовершенствованию средств защиты.

Гизарма — большое, красиво украшенное копье, получившее окончательное оформление к 1470 году.

Глевия — оружие, получившееся от скрещивания билля и копья; на лезвии было два острия — одно выступало вверх, а второе — назад.

Гобелен из Байе — изготовленный швеями байезский гобелен изображает сцены событий, приведших к норманнскому завоеванию, и сцены самого завоевания.

Головка — большой шар на верхушке рукоятки меча, предназначен для уравновешивания тяжести клинка при пользовании мечом.

Готические доспехи — наименование немецких доспехов XV века, удлиненные изящные формы которых напоминали архитектурные формы готического стиля.

Гражданская война в Англии — сражения XVII века, в которых сталкивались сторонники парламента и монархии.

Грейпер — часть копья, расположенная позади рукоятки, этот хвостовик служил для лучшего уравновешивания копья.

Греческий огонь — отчасти взрывчатое, отчасти горючее вещество неизвестного ныне состава, которое использовали в Средние века в военных целях.

Гудендаг — «добрый день», название, данное фламандцами алебарде. Это оружие пробивало кольчуги, щиты и шлемы.

Дапплин-Мур — место битвы, происшедшей в 1332 году, в которой шотландцы потерпели страшное поражение от англичан.

Дирк — длинный кинжал, дальнейшее развитие формы почковидного кинжала.

Длинный лук — оружие лучника, которое наряду с дальнобойностью отличалось применением длинных — в ярд — стрел. Это оружие способствовало появлению пластинчатых рыцарских доспехов.

Дофин — старший сын французского короля.

Древко — термин, используемый для обозначения шеста, на который насаживали наконечники копий и пик.

Закрытые поножи — металлические пластины, которые полностью закрывали и защищали голень. Одна пластина защищала переднюю часть голени, а вторая — заднюю.

Итальянский стиль — стиль изготовления доспехов, возникший около 1420 года. Хотя он и напоминает ранний международный стиль, все же итальянские доспехи были тяжелее и грубее немецких.

Карманьола — настоящее имя Франческо Буссоне, родился приблизительно в 1390 году, казнен в 1432 году. Итальянский кондотьер, родился в Карманьоле, состоял на службе миланского герцога, захватил множество городов. Командовал венецианскими силами в их борьбе с Миланом, позже был судим за измену и обезглавлен.

Кинжал — похожее на нож оружие, в некоторых случаях, но отнюдь не всегда кинжал был, так сказать, укороченным вариантом меча. Средневековые кинжалы имели разнообразную форму; ранние образцы, изготовленные между 1000 и 1150 годами, были похожи на большие кухонные ножи. Изготовленные позже кинжалы были оформлены более тщательно и красиво; во второй половине XIV века кинжалы начали снабжать длинными рукоятками.

Кинтана — приспособление, представлявшее собой врытый в землю шест. Использовалось для обучения технике владения копьем.

Кираса — часть доспехов для защиты туловища — груди и спины; термин начали использовать в XV веке, слово же происходит от слова «cuirie» или «cuiret», означавших кожаные доспехи для защиты груди.

Кованое железо — коммерческий сорт железа, отличающегося определенной мягкостью и податливостью, что, в отличие от чугуна, позволяет придавать ему различную форму с помощью ковки.

Коллеони Бартоломео — знаменитый итальянский военный авантюрист, который пытался основать на севере Италии самостоятельное государство, но был остановлен в 1467 году.

Кольчуга — гибкие латы, состоящие из соединенных между собой колец или мелких пластинок.

Кольчужный чепец — защита для головы и шеи.

Кондотьер — предводитель наемной армии в Италии, особенно в XIV и XV веках.

Копейная гарда — гарда, защищавшая руку бойца на копьях некоторых типов.

Копье — исключительно рыцарское вооружение, длинное копье использовали в турнирных единоборствах.

Копье со шнуром — метательное орудие, копье с прикрепленной к нему петлей, с помощью которой увеличивали силу броска и дальность полета копья.

Король Эдуард II — бездарный и неумелый король Англии, не владевший искусством военачальника. В его правление Англия несла страшные потери от столкновений с шотландцами. Был убит баронами.

Кресы — место битвы, происшедшей в 1346 году в Северной Франции между англичанами и французами. Англичане победили благодаря лучникам и их страшному оружию в этой битве начала Столетней войны.

Кронелъ — особый тип наконечника копья, напоминавшего по форме корону. Применяли его исключительно в дружеских поединках на турнирах.

Кропило — булава, представлявшая собой древко, к концу которого на цепях подвешивали тяжелые металлические шары на цепях.

Кулеврина — средневековый мушкет.

Култеллус (cultellus) — название кинжала, популярного в период с 1000 по 1150 год.

Куртрэ — город на северо-западе Бельгии.

Латунь — тип металла, который обычно применяли в виде коротких тонких брусков или в виде коротких кусков проволоки, которые укладывали в узкие прорези на клинке рыцарского меча. Для этого же часто пользовались серебром, оловом или медью — таким способом клинки инкрустировали надписями.

Легионер — пехотинец, солдат римского легиона.

Мантлет, или мантелет — длинный щит, которым пользовались лучники и арбалетчики.

Молот — орудие, которое, наряду с топором и булавой, составляло часть вторичного рыцарского вооружения.

Наголенники — часть доспехов, защищавших голень и икру.

Накидка — часть доспехов для защиты живота. Состояла из ткани, к которой приклепывали железные обручи. Это наиболее постоянная часть доспехов, просуществовавшая все время использования доспехов в Средние века.

Наколенники — часть доспехов, появившаяся в XIII веке для дополнения пластинчатых доспехов бедра и голени. Как явствует из названия, наколенники служили для защиты коленного сустава. Их крепили к нижней кромке похожих на штаны покрытий бедра.

Налокотник — часть доспехов, защищавшая руку от запястья до локтя.

Налядвенник — пластина, которую иногда прикрепляли к наспиннику кирасы. Налядвенник защищал ягодицы.

Наплечник — слой перекрывающих друг друга небольших пластин, защищавших плечо.

Немецкий стиль — стиль изготовления и фасон доспехов, который (так же как и итальянский стиль) возник после 1420 года. Отличительным признаком немецкого стиля является придание нижней части нагрудника кирасы прямоугольной формы, что придавало ей вид ящика (немецкое название «кастенбурст»). Чеканные рифления были добавлены позже. Приблизительно после 1440 года кастенбурст был оставлен и доспехи приобрели весьма элегантный и изящный вид; нагрудник стали декорировать рифлением. Постепенно рифление было добавлено и к другим частям доспехов немецкого стиля.

Ножные латы — часть доспехов, состоящая из поножей, наколенника и набедренника.

Пика — длинное колющее оружие пехоты. Древко иногда достигало длины восемнадцать футов.

Пилум — изобретенное римлянами метательное оружие. У пилума был маленький наконечник из закаленного железа и длинный стержень из незакаленного железа.

Полл (топор, головолом) — оружие, которое стали применять начиная с XIV века. Поллы использовались рыцарями во время схваток в пешем поединке. Название оружия прозрачно — оно предназначено для разбивания голов, хотя по внешнему виду это оружие иногда было изумительно красивым. Популярность среди рыцарей полл сыскал только в середине XV века.

Полупоножи — легкие металлические наголенники, использовались, как явствует из названия, для защиты передней части голени.

Почковидный кинжал — популярная форма кинжала с односторонней заточкой лезвия. Обычно такой кинжал носили с повседневной одеждой.

Протазан — народное название гизармы, у этого копья был большой, напоминающий по форме меч наконечник, длиной около 30 дюймов.

Пушка с обручами — пушка с наваренными на ствол обручами, расположенными в ряд вдоль длинной оси ствола. К концу XV века эти орудия были вытеснены длинными пушками.

Рансер — обобщающее наименование любого вида оружия, напоминающего сельскохозяйственный секатор.

Рапира — колющий меч.

Рибальда — совокупность маленьких пушек, связанных вместе. Запальное отверстие сконструировано таким образом, что при поджигании в нем пороха все пушки стреляли разом.

Ристалище — арена для проведения турнира, или, менее специфично, любая площадка для проведения состязаний, противоборства или поединков.

Роберт Брюс — герой шотландских патриотов. Родился в 1274 году, умер в 1329 году. Был провозглашен шотландским королем в Сконе 27 марта 1306 года.

Рукоятка (топорище) — деревянный стержень, на конце которого крепили топоры, алебарды, глевии и тому подобное оружие. Термин не употребляется для обозначения стержней или шестов, на которые насаживали наконечники копий или пик.

Рукоять — часть меча, включающая в себя гарду, головку и ручку.

Рундель — часть полла (топора), защищавшая правую руку бойца.

Рунка — тип копья.

Рыцарский поединок — схватка между двумя конными рыцарями, как правило на копьях.

Сабатон — часть доспехов, прикрывавшая стопу.

Сакс — излюбленный меч викингов, предшественник фалькиона.

Салад — легкий шлем; часто имел забрало и бувигер.

Сарацин — кочевник, обычно так называли сирийцев, живших на восточной границе Римской империи. Иногда этим термином называли мусульман во время Крестовых походов (в XI, XII и XIII веках).

Сбруя — слово, которое часто используется для обозначения доспехов. Когда латы были частью повседневной жизни, их редко называли доспехами, говорили или «латы» или «сбруя». Выражение «доспехи» стали употреблять начиная с 1600 года.

Свейн Вилобородый — Свейн I, прозванный Вилобородым, был королем Дании, а впоследствии и Англии. При нем участились набеги датчан на Англию — начиная с 994 года, что требовало огромных расходов.

Святой Георгий — мученик времен раннего христианства, святой покровитель Англии. Жил, вероятно, в III веке, но в Англии был неизвестен до VIII века.

Сенлак — название поля, на котором происходила битва при Гастингсе.

Спорран — кожаная сумка, отороченная мехом и часто украшенная кисточками. Спорран носили на поясе.

Стеганая куртка — часть плотной простеганной одежды, которую носили под доспехами, чтобы смягчить и амортизировать удары, наносимые воину в доспехах. См. гамбезон.

Сток — бороздка, идущая по клинку меча от рукоятки почти до острия.

Столетняя война — серия войн, длившихся с 1337 по 1453 год, между Англией и Францией. В результате этой войны англичане потеряли все свои владения во Франции, за исключением Кале.

Сюркот — тканевое покрытие доспехов, защищавших туловище, то есть кирасы. По покрою был похож на развевающуюся ночную рубашку; затем, после XIII века, сюркот стал облегающей одеждой, похожей на матросскую рубашку; элегантно обтягивал доспехи.

Табард (короткий плащ-накидка) — вошел в моду после 1420 года. Окончательный вид приобрел в конце пятидесятых годов XV века.

Ганг — язык тупого конца меча. При сборке меча танг расклепывали, тем самым надежно фиксируя рукоятку к клинку.

Толстые ребра — элемент доспехов, добавляемый к пластинам верхней части набедренника. Представляли собой выступы на поверхности лат и предназначались для отведения или блокирования нанесенного удара.

Топор (секира) — один из самых ранних в истории видов оружия; изготовляли топоры из самых разнообразных материалов и придавали им самую разнообразную форму. Топоры были весьма популярны у викингов и их предков, но мало использовались кельтами.

Тридцатилетняя война — война в Центральной Европе, продолжавшаяся с 1618 по 1648 год. Началась как война между немецкими протестантами и католиками, но постепенно в войну втянулись Франция, Швеция и Дания, объединившиеся против Священной Римской империи и Испании.

«Утренняя звезда» — булава определенного типа — с остриями, выступающими из шаровидной боевой части. Оружие пехоты.

Ушко — металлическое крыло, выступающее с бокового края лезвия протазана. В другой форме это острие, выступающее из боковой кромки наконечника крыловидного копья. В этих случаях ушки были отделены от острия наконечника и соединялись с его гнездом.

Фалькион — меч с изогнутым клинком, использовался преимущественно в Средние века, главным образом пехотинцами, хотя иногда им не брезговали и рыцари.

Франциска — маленький метательный топор франков.

Халидон-Хилл — место происшедшего в XIV веке сражения на шотландской границе. Британцы победили в этой битве.

Хауберк — длинная рубаха, часто достигавшая колен. Изготовлялась из кожи или кольчуги. Служила для защиты.

Хвостовик — приспособление для крепления тупого конца копья к рыцарским доспехам. Представлял собой выступ, прикрепленный к наспинной части панциря.

Черный Принц — Эдуард Плантагенет, принц Уэльский, великий военачальник, чье военное искусство помогло нанести поражение французам при Пуатье в 1356 году, во время Столетней войны.

Чугун — коммерческий сплав железа, углерода и кремния. Чугун обрабатывают, отливая его в формы. Чугун твердый и хрупкий металл, не поддающийся ковке (см. железо).

Шанкло — маленькая квадратная огороженная площадка, на которой устраивали поединки, разрешающие споры чести или правовые конфликты.

Шаппе (chappe) — клапан, которым заканчивалась нижняя часть ручки некоторых мечей.

Шевалье (фр.) — рыцарь, человек, принадлежащий к нижнему слою французской знати.

Штандарт — знамя, обозначавшее пункт сбора войска или его эмблему, часто нес изображение герба короля, главы государства или феодального княжества или иного владения.

Энармы — ремни, крепившиеся к внутренней стороне щита.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Кольчужные рубахи русских дружин | ЛЮДОТА

Николай Чеботарев 25.03.2012

Уже столько материалов на сайте http://ludota.ru, а текста про кольчуги до сих пор нету.

Пора исправить эту историческую несправедливость)).

Тема эта широчайшая, как-никак, основной доспех древности.«От Адама до Потсдама» — так говорят о нем в народе, и совершенно правы.

Еще Римская империя берегла своих легионеров с помощью кольчуг, они же использовались черкесами во времена графа Толстого, в 19 веке!

А помимо собственно кольчужных рубах, есть еще такие интересные темы как кольчужные рукавицы, капюшоны, чулки – обо всем этом я еще расскажу в этой рубрике. Но всему свое время, начнем с основ.

Сегодня в центре нашего внимания кольчуги русских княжеских дружин – начиная с Руси Киевской и заканчивая Русью Московской.

Плетение кольчуги

Изготовление кольчужной рубахи было весьма длительным и трудоемким процессом.

Сначала подготавливались кольца, на их изготовление уходило больше полкилометра железной проволоки. Когда 20 или более тысяч колец были готовы, начиналось плетение.

Принцип плетения прост – одним кольцом цепляют четыре других. И так все полотно. На этом общее для большинства кольчуг заканчивается и начинается частное.

Во-первых, иногда в одной и той же кольчуге использовали кольца разного размера. Более мелкие позволяли усилить бронирование, сделав кольчужное полотно более жестким. Однако древние мастера пользовались этим приемом крайне осторожно, стремясь  не утяжелять кольчугу понапрасну.

В среднем вес русской кольчуги держался в районе 7 килограмм.В Европе, где встречались кольчуги с длинными рукавами, приплетенными к ним рукавицами и капюшоном, вес брони, естественно, был выше.

Во-вторых, способ соединения колец. Был вариант, когда между собой сплетались только клепаные кольца, а был и такой, когда одним клепанным кольцом соединяли четыре других кольца, каждое из которых было заранее сварено кузнечной сваркой.

Русская кольчуга

На Руси, как я уже говорил, использовались кольчуги с короткими, до локтя, рукавами.

Об этом нельзя сказать как об абсолютно доказанном факте – всех древнерусских кольчуг нам все равно не найти. Да и те, что найдены – а это более 100 кольчуг и их элементов, чаще всего представляют собой спёкшуюся массу кольчужного полотна, которая не позволяет судить о покрое.

Как видите, в основном находки кольчужного полотна не радуют сохранностью (столбец 7). Таблица приведена по третьему тому книги Анатолия Кирпичникова «Древнерусское оружие»

Однако несколько целых кольчуг на территории Русских княжеств все-таки было найдено. Поэтому говоря «древнерусская кольчуга» мы предположим, что спекшиеся экземпляры когда-то выглядели так же.

Итак, у русской кольчуги были короткие рукава и подол примерно до середины бедра.

Спереди мог делаться небольшой разрез, для удобства при ходьбе и посадке в седло. Иногда кольчугу плели более короткой сзади, опять же, в расчете на комфорт всадника.

Присмотритесь – подол сзади гораздо короче, нежели спереди. Поясню — кольчуга Райки — это не кольчуга Раисы, а кольчуга из Райковецкого городища 😉

Важным элементом кольчуги был ее ворот, который иногда делался стоечкой, и для жесткости прошнуровывался кожаным ремнем. Остатки его, если присмотреться, можно разглядеть на этом фото, некогда опубликованном на портале «ТожеФорум»  (http://www.tforum.info):

Кольчуга, которую принято считать найденной в Изяславле. Однако есть версия, что она является одной из трех кольчуг, найденных на Райковецком городище.

Иногда мастера украшали кольчуги, пуская по краю несколько рядов бронзовых колец.

Что носили под кольчужной рубахой

Поскольку кольчуга не отличается жесткостью, то рубящие удары она держит не так хорошо, как секущие. Однако, сдавать свои позиции пластинчатым доспехам она стала только во второй половине 13-го века, да так и не сдала их до конца.

В связи с этим в среде реконструкторов не прекращаются попытки разгадать секрет того, как «не больно и правильно».

Первым делом, предполагают, что под кольчугу обязательно одевали стеганую рубаху, больше похожую на перешитый матрас. Дескать, амортизирует.

Да вот только никаких следов подкольчужных стеганок на Руси не обнаружено. Ни внятных изображений, ни каких-либо обрывков ткани так и не обнаружили.

Кроме того, пользы от стеганок, прозванных в народе  «вафлями»  (за характерный рельеф) оказалось меньше, чем ожидалось.

Вот мнение эксперта, основанное на его практическом опыте:

«может в массовых «замесах» она применима, но при маневрировании на пересеченной местности набивник совершенно не применим…тяжелый, за все цепляется, а если намокнет, то вам вообще настанет конец….так, что отказывайтесь от вафель господа…фигня это все, а под кольчугу достаточно шерстяной+ кожаной рубахи, ну плюс, соответственно, льняной, легко, сухо и комфортно.

Фото с маневров «Ратное Дело: снежный плен» в Самаре. Несмотря на накал страстей, суконного кафтана под кольчугу вполне хватает, чтобы остаться здоровым после воинских забав.

Хочется добавить, что средневековая война – не бой на арене в хорошую погоду.Так вот, стеганка, а равно и ее предок-матрас, легко набирают в себя воду под дождем. При падении же за борт стеганое полотно  моментально намокает и топит своего владельца не хуже камня на шее.

Кроме того, есть такие неприятности как плесень и вши. В стеганном полотне они селятся всерьез и надолго.

Еще одно мнение.

Недавно получил поперек спины (в районе лопаток) некоторое количество подач фальшионом (тесаком – прим. Людота.ру) «от души».Даже синяка НЕ БЫЛО.Как оказалось, из-за приплюснутых колец клепанка (кольчуга из клепаных колец– прим. Людота.ру) в разы лучше амортизирует удар и перераспределяет его по телу.

Как пробить кольчужную броню?

И вот от премудростей ношения мы плавно переходим к применению кольчуг в деле, то есть, на войне.

Судя по дошедшим до нас кольчужным рубахам, доставалось им на войне по полной – сами полюбуйтесь:

И это только общий план.

Думаю, если рассматривать ее вблизи, нам станут видны еще и следы многочисленного ремонта. Разумеется, они не появились в один год – кольчуги могли использовать несколько веков кряду, передавая от одного хозяина к другому.

Многие из средневековых кольчуг перекочевали в арсеналы Московской Руси, откуда и были распроданы за ненадобностью в 17 примерно веке. Возможно, именно поэтому до нас дошло совсем немного броней эпохи Средневековья.

Кстати, пробоины, которые мы видим на этой кольчуге, могли быть получены от лучников, либо арбалетчиков. В 13-м веке широко распространяются бронебойная пика и подобный ей наконечник стрелы, который делал с кольчугой буквально следующее:

Куплю кольчугу. С уважением, король.

Уже давно по книгам и статьям о кольчуге путешествует фрагмент из французской поэмы 12 века «Рено де Монтобан». В нем, действительно, есть упоминание «доброй кольчуги, сделанной на Руси».

Впрочем, на каждый аргумент найдется свой критик.Есть мнение, что русская кольчуга здесь упомянута в качестве художественного образа, наравне со шлемами из Карфагена, русским графом при дворе Карла Великого и лошадьми из Испании и из Руси.

Что ж, в отношении художественного произведения, тем более «исторического» (речь в нем о событиях четырехсотлетней давности), это может быть справедливым.

Однако русские кольчуги все же были весьма ходовым товаром – их с удовольствием покупали половцы, торки, берендеи. То есть те, кто незадолго до того сами, своей манерой воевать, оказали на эту продукцию самое непосредственное влияние.

Байдана, юшман и бахтерец

Развивалось военное дело, развивались и кольчуги. Их рукава и подол становились длиннее.

Ко временам расцвета Московской Руси стали использоваться кольчуги с двумя заклепками на одно кольцо. Двойная склепка делала кольца куда более устойчивыми на разрыв.

Вот одна из таких броней:

Я видел ее в музее и хорошо помню воротник, хранящий следы былых сражений. Местами кольчужное плетение просто разорвано и воротник не рассыпается лишь потому, что кольца держат соседние ряды и кожаная простежка ремешком.

 

В своем развитии кольчуги дадут «панцирь», то есть кольчугу из плоских колец, и байдану – кольчугу из колец не только плоских, но еще и крупных.

Кадр из к/ф «1612» . Михаил Пореченков (в роли князя Пожарского) носит байдану

А также соединятся с пластинчатыми доспехами, вследствие чего Оружейная палата пополнится сразу двумя типами кольчато-пластинчатых броней.  Те и другие появились на Востоке, а затем уже пришли в Московскую Русь.

Это бахтерец, где пластины мелкие и немного наложены друг на друга черепицей, подобно ламеллярному доспеху. И юшман, с крупными пластинами, вплетенными в кольчужное полотно. Впервые он упоминается в 1548 году.

*  *  *

Будем надеяться, в будущем нас ждут еще много интересных кольчужных находок.

Пока же предлагаю вашему вниманию видео про изготовление кольчуг.

Теперь, пожалуй, все.

Оставайтесь на волне «Людоты» — я обязательно продолжу рассказывать про средневековое оружие и доспехи.

Литература

  • А.Н. Кирпичников «Военное дело на Руси в XIII-XV вв.»
  • А.Н. Кирпичников «Древнерусское оружие», том 3
  • А.Н. Кирпичников «Куликовская битва»
  • А.Н. Кирпичников, А.Ф. Медведев «Вооружение»// «Древняя Русь. Город. Замок. Село»
  • Материалы сайта www.tforum.info

Фото Ирины Воронковой, Алексея Христюкова, Юрия Чикина, а также из сети Интернет.

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Доспехи. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура [litres]

В течение всего периода Великого переселения народов доспехи, как и ранее, еще не стали достоянием рядовых воинов, если только им не удавалось снять их с поверженного врага. Лишь вожди и командовавшие войсками короли могли позволить себе такое защитное вооружение как нечто само собой разумеющееся, и именно погребения таких людей дают нам наиболее подробную информацию о полном доспехе германцев. Из тех франков, что потерпели поражение от византийского полководца Нарсеса, лишь немногие имели доспехи или шлемы. Обычные воины сражались обнаженными до пояса, в штанах изо льна или кожи. Иногда на ногах у них были портянки из кожи или грубой ткани. Вооружение и тактические навыки у этих франков были ничем не лучше, чем у тех германцев, что сражались с армиями Цезаря и Августа за шесть или более столетий до этого.

Согласно франкским законам, шлем стоил столько же, сколько лошадь, а цена хорошей кольчуги равнялась двум лошадям или шести волам. Столь высокой стоимости соответствует сравнительная редкость шлемов и других частей доспеха в археологическом материале всех областей варварской Европы. Даже в княжеских могилах зачастую обнаруживают только шлем и щит. Григорий Турский, описывая Левдаста, графа Тура в VI в., перечисляет основные части доспеха аристократа. Тело Левдаста было покрыто кольчугой или латами; видимо, это была простая кольчуга, которая засвидетельствована многими археологическими находками. Шею защищал латный воротник, а голову – шлем. В одной руке графа было копье, а на перевязи висел колчан. Можно предполагать, что у Левдаста был и лук, который мог спасти его в случае засады, чего граф постоянно опасался, и не без оснований.

Шлем вождя из Моркена (близ Эускирхена, Германия), около 600 г. н. э.

Шлем был вооружением, которое приличествовало знатному человеку или королю, и поэтому он часто воспевался в литературе того времени. Великолепный шлем из погребения франкского вождя в Моркене (Рейнская область) детально представляет аристократический шлем примерно 600 г. Шлем относится к типу Spangenhelm («шлем с застежкой»). Верх шлема имеет коническую форму и, как можно видеть, состоит из листовидных железных сегментов, присоединенных к железной основе. Эта основа представляет собой горизонтальный обруч и несколько вертикальных полосок, сходящихся на вершине шлема. Навесные нащечники и клепаная защитная маска давали дополнительную защиту лицу. Железная защитная гарда, свисавшая с задней части шлема, прикрывала шею. Железные пластинки, оберегавшие голову, были покрыты снаружи позолоченной бронзой и имели кожаную отделку. Этот шлем отнюдь не был парадной вещью, которую надевали лишь для престижа. Кое-где позолота стерлась, и на верхушке видны глубокие следы от ударов мечом.

Почти точно известно, что шлем из Моркена, как и многие другие шлемы из богатых воинских погребений, разбросанных по огромной территории от Богемии до Ла-Манша и от Скандинавии до Балкан, был импортирован из северной Италии. В конечном счете, этот тип произошел из ближневосточного, скорее всего иранского, источника. Остроготские и византийские мастера изготовляли вольные подражания таким азиатским шлемам, и уже оттуда некоторое их количество попало к варварам Центральной и Северной Европы. Некоторые воины в византийских армиях V в. также носили эти шлемы, однако большинство дошедших до нас образцов пришло из погребений варваров.

«Шлем с застежками» был отнюдь не единственным типом защитного головного убора. В богатых погребениях в Венделе и Вальсгарде (Швеция) было обнаружено множество шлемов. Некоторые из них достаточно хорошо сохранились, чтобы их можно было реконструировать. На одном из них, из Вальсгарде, сложная мозаика из кусочков железа – крестообразных и в форме буквы «Y» – заполняла пространство между железными полосками основы. Шею и щеки могла защищать круговая «занавеска» из колец, а спереди оборонительные элементы шлема дополняла железная гарда.

Поскольку шлем был не только частью доспеха, но и одним из символов власти вождя, вполне объяснимо, что некоторые экземпляры могут оказаться скорее декоративными, чем защитными. В гробнице маленького князя во франкской церкви под Кёльнским собором также был найден «шлем с застежками», верх которого состоял из 12 роговых сегментов, которые первоначально соединялись с бронзовыми перекладинами (см. ниже, с. 200).

В описаниях шлемов в древнескандинавской и англосаксонской литературе обычно упоминаются изображения кабанов, которые украшают верхушку или какую-либо другую часть шлема:

И все же не слишком

страшна врагиня —

Не так ведь могуча

жена в сражении,

как муж, подъявший

молотокованый,

кровью запятнанный

меч остролезвый,

дабы с размаху

разбить на вражьем

шеломе вепря.

В другом пассаже из «Беовульфа» говорится о том, что изображение кабана должно защищать владельца шлема и его дружинников:

Люди видели

окровавленные

битв одежды —

железотканые,

с кабаном позолоченным —

на груди вождя

среди многих воителей

в сече сгибнувших.

На других шлемах были изображения птиц, в том числе воронов. Ворон, волк и орел ассоциировались с наиболее мрачными сторонами битвы и резни, они часто упоминаются в поэзии и фигурируют на подлинных шлемах, щитах и оружии. Шлем из Венделя, вершину которого венчает птица, напоминает нам, что в то время Швеция, северная Германия и Англия были частью одной и той же культурной и художественной среды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru


Смотрите также